Как найти свой путь в рисовании начинающему художнику, если пока плохо получается рисовать.


Если вы озадачены поиском своего стиля в рисовании, то находитесь на верном пути. Индивидуальный стиль – это ваш личный бренд, который лучше запоминается зрителями и ассоциируется с определенной личностью и помогает продавать работы. В этой статье я познакомлю вас с основными составляющими собственного почерка художника и подскажу основные направления его поиска.

Оглавление:

  1. Как влияют предпочтения в живописи на формирование личного стиля?
  2. Уместна ли для вас идея выбора своего стиля, если пока плохо получается рисовать?
  3. Узнайте, искали ли свой стиль великие мастера?
  4. Что делать, если свой стиль найти не удается?
  5. Что еще помогает выбору вашего стиля?
  6. Упражнение для отработки своего стиля.
  7. Вывод и определение дальнейших шагов.

Как влияют предпочтения в живописи на формирование личного стиля?

Я хочу у вас спросить: «Какой художник является для вас кумиром?» Я вынужден сразу уточнить вопрос, пока не услышал фамилии великих мастеров, начиная с Леонардо да Винчи, заканчивая Айвазовским. Я обожаю многих мастеров классической живописи. Я чувствую духовную связь с их произведениями. Это мое богатство. Но как художник, размешивающий краски на палитре, понимая всю сложность их техник, в своей практике ориентируюсь на мастеров с более простыми техническими решениями.

У меня возникает ощущение, что я могу их повторить. Пусть это получится не сразу, но тренировка займет не долгие годы, а неделю или две. Еще, что очень важно: темы их работ и манера исполнения созвучны моим вкусам и предпочтениям в творчестве на сегодняшний день.

Ваш тест художника может быть совсем простым: «Я бы хотел повесить эту работу у себя дома?» Если ответ да, то это точно ваш герой и фото его картин стоит сохранить в отдельной папке на ПК. Понимаю, что в итоге таких папок может собраться не три. Хорошо, не беда, но пусть их будет не более десяти. Все остальные только как справочный материал, но не в разряде фаворитов.

Выбирайте самую простую работу и пытайтесь повторить ее самостоятельно. Зачем это нужно? Начинающий художник не видит своего личного почерка и ему трудно представить идею картины в материале. Он не видит итога перед своим внутренним взором и двигается к заветной точке вслепую.

Это очень осложняет работу, сбивает с толку и не позволяет преодолеть промежуточные результаты работы, которые кажутся недостаточно хорошими, чтобы продолжать. В итоге даже не понятно, получилась ли картина. Нет эталона для сравнения, нет опыта для анализа и объективной самокритики. Копирование любимого автора решает эту задачу. Вы четко понимаете, куда и зачем движетесь, и есть с чем сравнить итоги работы.

Отмечу здесь еще один очень важный момент. На самом деле, у каждого человека есть свой личный почерк. Вы не исключение! Робкие движения, неуверенность начинающего мастера не позволяют ему раскрыться именно в эту минуту. Копирование созвучного по стилю мастера (вы же сами его выбрали) миксует в работе на полотне вашу разгадку его приемов и подмешивает туда действия собственной руки.

Вы чувствуете себя более свободным в рисовании, зная программу действий, которые диктует сам образец. Это и будет постепенно раскрывать ваш личный почерк. Усилить этот эффект после нескольких недель тренировки поможет следующее упражнение.

Вы берете следующую картину для копирования. Последовательность действий при написании работы не меняется, остается и выученное стилистическое решение, но вы немного меняете сюжет картины. К примеру, рисуете его в зеркальном отражении, самостоятельно фиксируя эскиз на холсте или копируя предварительный набросок на бумаге. Можно переставить дом, дерево, другие элементы сюжета, чтобы получить что-то свое.

Вы отрываетесь от первоисточника, проявляя способности своего творческого мышления. Следующим шагом на этом пути будет составление или зарисовка с натуры полностью своего сюжета. Вы будете писать в технике любимого мастера, но исполнять свое произведение. Постепенно автор, который вам помогал и сопутствовал вашему становлению «отойдет в сторону». Вы перестанете нуждаться в этой поддержке.

Что делать если вы ошиблись в выборе эталона и, попробовав писать в определенном стиле, разочаровались? Берем другого автора и пробуем копировать его. Здесь нужно понимать, почему вы отказались от ранее выбранного тренера? Важно, чтобы это была не лень и не уход от совсем мелкой неудачи. Знайте, что на начальном этапе что-то может не получиться. Не впадайте в метание и бесконечный поиск.
Жиляев А.

2. Уместна ли для вас идея выбора своего стиля, если пока плохо получается рисовать?

Мой дорогой друг, из опыта скажу: мне очень не нравится, когда начинающие авторы начинают «изобретать велосипед». Мне присылают на проверку работы, на которых изображены странные пейзажи, сочиненные не опытной фантазией, не развитым образным мышлением, без знаний композиции. С одной стороны, это творчество в чистом первозданном виде как наскальная живопись, с другой, странное бесполезное занятие.
Ну, открой любую репродукцию, попробуй скопировать форму дерева, попытайся размешать краски, подгоняя цвет. В этом случае, ты уже соприкасаешься с мастерством и учишься. В художественных вузах есть специальный курс копирования произведений живописи.
Студенты так учатся, разгадывая приемы в технике других мастеров. Вы спросите: «Что я теперь должен только копировать? Я хочу рисовать сам, свое». Пожалуйста, пиши свое, но ты посмотри, как решается отражение в воде, как пишется облако. Бери готовые решения и вставляй в свой сюжет. Но сегодня мы говорим о личном стиле в рисовании и мои рекомендации касаются именно этого.
Да, идея выбора своего стиля уместна и в том случае, если вы сейчас еще плохо рисуете. Следуя рекомендациям, описанным в первой и второй главе, вы точно облегчите свой путь к вершинам мастерства и потратите меньше времени, не изобретая, а пользуясь опытом других мастеров. Тем более, что сейчас XXI век и масса видео-уроков живописи с полными комментариями всех действий автора. Это делает процесс обучения как никогда комфортным и быстрым. Уверяю вас, в момент моего становления у меня не было такой возможности.

Жиляев Александр3. Искали ли свой путь великие мастера?

Если мы возьмем юношеские рисунки Шишкина или Серова, то увидим, что и тогда они отличались исполнительной мощью, а со временем их направление, их живописный язык только креп и становился более виртуозным. Мы можем найти и другие примеры, когда в руку мастера с ранних лет была встроена определенная техника, которую нужно было совершенствовать в течение всей жизни.
Другим же покорителям муз приходилось долго искать свой почерк. Ранние работы К. Моне по почерку похожи на его импрессионистские решения, но все же это не импрессионизм. Почерк найден где-то в середине своей творческой карьеры. Отточен и донесен до зрителя.
Думаю, что если вы посмотрите на ранние и поздние работы П. Пикассо, то решите, что их создавали два разных мастера. Это же мы можем увидеть и у Эрнста Неизвестного и Поля Сезана. Для кого-то личный почерк это дар, а для кого-то осознанное решение работать в определенной манере с опорой на свои исходные данные.
Согласитесь, что перечисленные имена во многом создали свой собственный язык искусства.

Импрессионизм акрилом Жиляева

4. Что делать, если свой стиль найти не удается?

Я умею работать в разных стилях, но точно не знаю, какой из них мой. При этом позади уже более 30 лет творческого поиска. Я люблю художников, узнаваемых «с первых нот». Но не является ли моя способность прекрасным даром? Являясь преподавателем живописи, я не ломаю ученика под себя, не клонирую свою творческую личность, а, обладая стилистической гибкостью, подстраиваюсь под стиль ученика и раскрываю его сильные стороны. Если вы не можете точно определить свой стиль, возможно вы по призванию педагог и природа бережет вас в этом амплуа.
Знайте, что в этом поиске не нужно давить на себя и стараться выжать какой-то стиль из своих действий на холсте. Написание работ личным почерком это спокойный, гармоничный, само проистекающий процесс. Все равно, что писать на бумаге шариковой ручкой сочинение. Когда-то в первом классе так трудно давались прописи, но теперь это естественный полет вашей руки.

5. Что еще может помочь выбору вашего стиля?

Скажите, вы знаете людей, которые не посещают галереи, музеи, театры, творческие проекты? Возможно, кто-то из них в детстве рисовал, но, если сейчас обратиться к ним с творческой задачей, они решат ее на уровне прикола, насмешки. Ничего стоящего мы не выжмем. Эти люди не находятся в творческом поле, не умеют сопоставлять стили, соотносить техники. Они живут, пользуются объектами созданными художниками (все изделия, созданные человеком, были сначала нарисованы), но сами не способны на этот вид созидательной деятельности. Я говорю о том, что творческая личность не имеет права существовать только в собственном соку. Насмотренность, способность отличить Моне от Мане, если не напрямую влияет на ваш стиль, то точно наполняют интеллект, который связан с психологией, а значит с физической моторикой; а значит и с личным стилем. Как мы будем, к примеру, говорить об импрессионизме, если вы никогда не видели фотокартин Клода Моне и не читали его биографию. Вы даже близко не сможете процитировать в своей живописной работе приемы этого мастера. Воспитание вкуса, общение с прекрасными творениями прошлого обогатит вас и точно не помешает в становлении индивидуального почерка.
Импрессионизм Жиляева

6. Упражнения на выработку своего стиля в рисовании.

Когда вы уже приобрели небольшой опыт в рисовании, вам поможет упражнение на выполнение скоростных набросков. Это может быть рисование отдельных предметов интерьера или наброски людей. Возьмите карандаш, пока ваши близкие занимаются своими делами – это лучшие модели. Зарисовывайте их в свой альбом. Делайте это быстро. Не нужно стремиться к сходству, вырисовывать элементы одежды. На каждый набросок 2-3 мин. Пусть что-то не получается, нет аккуратности, попадания в форму объекта, но через все это уже просматривается ваша природа, ваш стиль.
За один подход нужно делать не менее 8-12 рисунков. Только на 7 рисунке вы начнете раскрываться и не думать о результате. Спонтанная, стремительная линия, полет мысли – это главные составляющие вашего поиска. Если проделывать такие упражнения регулярно, вы не только усовершенствуете свое мастерство рисовальщика, но и увидите свой почерк, таким, какой он есть.
Позже, это же упражнение можно выполнить, используя акрил. Здесь можно увеличить время наброска до 15 минут. Это все равно должен быть короткий сеанс без деталировки изображения. Поверьте – это работает!

Летний пейзаж Жиляева А

7. Вывод и определение дальнейших шагов.

Подводя итог вышесказанному, мы можем с уверенностью отметить, что личный почерк есть у каждого человека, он заложен в нас природой. Его совершенствование или доработка с тонкой стилистической настройкой осознанный направленный процесс. В нем может сочетаться и свое спонтанное действие и «подсказки мастеров» при копировании их произведений, выбранных по принципу «Я думаю, что так смогу».
Далее подкрепление своих находок идет в сторону обогащения своего внутреннего мира. Необходимо посещение галерей, музеев, театров, участие в живых мастер-классах. Чувство вкуса нельзя купить, но его можно в себе воспитать. Не плохо познакомиться с человеком, который обладает этими качествами, и время от времени консультироваться по возникшим вопросам. Ну, и ваша практика, как автора, каждый день ведет к цели.
Как вы узнаете, что нашли свой стиль? Однажды к вам подойдет знакомый и скажет, что видел ваши работы на выставке.
Вы спросите: «А как ты узнал, что они мои?»
Ответ: «Да ты что, твои работы сразу видно!»
Поздравляю, вы на верном пути!

Бесплатный курс живописи акриловыми красками по подписке здесь —>>>

Поделиться в соц. сетях: