Как я работаю акрилом. Алексей Вячеславов
Своим опытом работы с акриловыми красками делится участник сообщества “Арт-школа” Алексей Вячеславов. Алексей работает системно, ни одна мелочь не ускользает от его пытливого взора. Наработки, которые автор фиксирует на бумаге, могут быть бесценным кладом для других начинающих художников. Признаюсь, я тоже увидел в его работах много интересных находок.
Текст материала авторский, публикуется без купюр.
Алексей Вячеславов. История о том, как я работаю с акрилом.
Палитра и мастихин
Акрил очень быстро высыхает. Это является его недостатком в то время, когда он находится на палитре. И это же свойство является его достоинством, когда акрил на холсте. С быстрым высыханием на палитре нужно как-то бороться. Для себя я выбрал следующий путь: я использую влажную палитру, которую сам же и сделал. Устроена она следующим образом (см. рисунок 1).
У меня в наличии оказалась коробочка. Размер коробочки примерно 12х9 см и высота около 1 см. Коробочка открывается на шарнире на 2 равные половины. Коробочка у меня черного цвета. А палитра должна быть белой. Поэтому чтобы нивелировать (скрыть) черный цвет, я кладу на дно одной из половин коробочки чистую белую бумагу, вырезанную по размеру дна. Делаю несколько слоев бумаги. Перед укладкой на дно бумагу необходимо хорошо смочить, так чтобы она была пропитана водой, но при этом не настолько влажной, чтобы образовывать на дне коробочки лужу. Поверх нескольких слоев влажной бумаги укладываю обычную салфетку белого цвета. Салфетка также должна быть влажной и вырезанной по размеру дна коробочки. Поверх салфетки кладется влажная калька. Я пробовал разные виды кальки. Калька, которая продается в магазинах канцтоваров как калька, мне не понравилась. Со временем она сильно набухает, на поверхности образуется ворс, и этот ворс потом вместе с краской попадает на кисть, а значит и на холст. Это создает неудобства. Из всех видов кальки, которые мне довелось опробовать, данного недостатка лишена калька из коробки конфет «Самарский кондитер». По моим ощущениям она имеет какую-то пропитку, которая препятствует образованию ворса. Конечно, ворс со временем тоже образуется, но на полгода-год можно забыть об этой проблеме. Таким образом, необходимо использовать хорошую кальку, не образующую ворс на поверхности под воздействием воды. В общем-то палитра готова. Краску выкладываю из тюбика или баночки прямо на кальку с помощью маленького мастихина (см. рисунок 2).
Этим же мастихином при необходимости создаю замес краски нужного цвета. В процессе рисования, когда палитра открыта, происходит испарение воды с поверхности палитры. Калька, салфетка и нижние слои бумаги со временем высыхают. Для смачивания мне бывает достаточно добавления небольшого количества воды, которую добавляю в край коробочки. Путем наклона палитры вода распределяется по всем краям. Если в процессе работы калька становится слишком грязной, что мешает получению чистых оттенков цветов, ее можно аккуратно поддеть за край мастихином и снять с палитры, промыть под струей теплой воды и уложить обратно. Еще не было такого, чтобы я закончил картину в течение одного дня (вечера). Поэтому у меня бывают ситуации, когда на палитре остается некоторое количество краски. Чтобы сохранить ее для дальнейшего использования, я поступаю следующим образом. Если палитра достаточно увлажнена, то просто закрываю палитру. Если палитра недостаточно влажная, то брызгаю в нее несколько капель воды. Потом кладу коробочку в полиэтиленовый мешок, как бы заворачивая в мешок. А потом завернутую коробочку кладу в холодильник на самую верхнюю полку. Там она может храниться до следующего использования хоть неделю. Как правило, я достаю палитру из холодильника на следующий день. Открываю коробочку и вижу, что краска не засохла, а даже, наоборот, впитала в себя некоторый объем воды и стала разбавленной, такой, какую впору использовать, имитируя акварельные эффекты. Я делаю вывод, что палитра перед уборкой на хранение была излишне влажной. Тем не менее, такой влажной краской можно сразу рисовать или подождать, пока часть воды испарится. Я обычно использую эту краску для создания подмалевка.
Акрил
Акриловые краски, которыми я пользуюсь, это “Ладога” и французская Pebeo Deco. Вообще первоначально у меня появился акрил Pebeo Deco (см. рисунок 3).
Рисунок 3. Акрил Pebeo Deco
Он появился помимо моей воли, когда у меня еще и мыслей не было о рисовании. Этот акрил был куплен с двукратной уценкой одним из членов семьи. И вот он появился, начал лежать в тумбочке и пролежал там несколько месяцев, пока в один прекрасный день у меня не возникла идея — а что если попробовать им рисовать? Я достал его из тумбочки и осмотрел каждую баночку. В наличии оказалась следующая цветовая палитра (см. таблицу 1):
Таблица 1. Используемая цветовая палитра Pebeo Deco
Акрил Pebeo Deco оказался просроченным. Как этот факт повлиял на его свойства, мне неизвестно, кроме того, что в некоторых баночках он слегка загустел. Первые пробы акрила показали, что он ложится хорошо и обладает хорошими кроющими свойствами.
Акрил Pebeo Deco — это акрил для декоративных работ. Именно этим объясняются такие экзотические названия цветовых оттенков. Тогда мне показалось, что для начала рисования в цветовой палитре недостает белого и черного цвета. Купить эти цвета акрила Pebeo Deco не удалось. Тогда для дополнения цветовой палитры были приобретены следующие цвета акрила “Ладога” (см. таблицу 2):
Акрил “Ладога” также был опробован. Тесты показали, что по кроющим способностям он уступает акрилу Pebeo Deco. В остальном они оказались похожи, и их можно смешивать.
Говоря об акриле, все же хочется упомянуть еще одно свойство акрила, которое является его недостатком — это его потемнение после высыхания. Некоторые называют это потускнением. Но по сути это одно и тоже. Потемнение происходит примерно на 2 тона, причем наиболее заметно это свойство ощущается при медленной работе с акрилом, когда следующий слой накладывается на уже высохший и особенно заметно при выполнении плавных переходов цвета на больших участках холста.
Кисти
Для работы с акрилом я использую только синтетические кисти. В моем распоряжении есть овальные кисти от №4 до №14 (см. рисунок 4).
Эти кисти обладают мягким синтетическим волосом, который не оставляет следов на холсте. Самые крупные кисти от №8 до №14 я использую для выполнения подмалевка или окончательной прорисовки на достаточно больших участках поверхности холста, например, таких, как небо. Кисти помельче, №4 и №6, использую для более мелкой работы.
Рисунок 4. Овальные кисти
Также в моем арсенале имеются круглые и плоские кисти (см. рисунок 5). Из плоских кистей это №4 и №2. Из круглых кистей — №2, №1, №0. Совсем редко использую кисть №00. Ее кончик быстро истирается, распушается, и она становится почти как №0. Поэтому можно сказать, что кисти №0 и №00 имеют почти одинаковый размер.
Рисунок 5. Круглые и плоские кисти
Техника рисования
В настоящее время я рисую только по фотографии. Эти фотографии хранятся на компьютере. Но мне не нравится все время сидеть перед монитором и рисовать с монитора. Поэтому я иду в фотосалон и распечатываю понравившуюся фотографию на матовой фотобумаге формата А4, иногда А3.
Когда эскиз перенесен на холст, я приступаю к рисованию. Прежде всего обдумываю план работы, определяю последовательность проявления объектов на холсте. Мне удобнее начинать рисовать с дальнего плана, потом переходить к среднему, а заканчивать передним планом. Обычно я намечаю примерный объем работ, который смогу выполнить за один вечер. Исходя из этого, глядя на фото, определяю, какие мне понадобятся краски. Как я уже писал выше, краски выкладываю на палитру мастихином. Мастихин вытираю о палитру. На чистовую вытираю мастихин салфеткой, которая обычно лежит у меня на второй половине открытой палитры. В процессе рисования приходится часто мыть кисти, и, чтобы удалять с кисти излишки воды, я касаюсь кистью этой самой салфетки, тем самым осушая кисть. Таким образом, необходимые краски лежат на палитре, мастихин вытерт и на нем ничего не засыхает.
Далее есть два способа смешивания красок.
Первый способ — смешивание красок прямо на холсте. Такой способ я применяю для выполнения подмалевка, рисования каких-то крупных объектов. Данный способ позволяет рисовать объекты за один проход, минуя этап подмалевка. Таким способом я рисую, например, крупные листья. Плоской кистью №2 беру сначала одну краску, потом другую и переношу на холст. Получается, я как бы накладываю краски на участок холста, одновременно с этим перемешиваю и распределяю, делая движения кистью, напоминающие тычки в сторону холста. Если вижу, что где-то получается не тот цвет, то поверх еще не высохшей краски можно наложить другой оттенок, смешивая с нижним слоем. При этом никаких мазков от кисти на холсте не остается (см. рисунок 6).
Рисунок 6. Крупные листья
Второй способ — смешивание красок на палитре. Такой способ я применяю для дальнейшей проработки участка картины, когда уже имеется подмалевок, или на участках без подмалевка при выполнении плавных переходов одного цвета в другой, например на таких участках, как небо. При этом поступаю следующим образом. Выкладываю на палитру достаточно большое количество белой краски, такое, которым можно закрасить все небо. Потом добавляю в белую небольшое количество синей краски. Вместе с синей иногда добавляю малиновую или темную синюю в зависимости от состояния неба. Все это перемешиваю и получаю некий голубой оттенок. Если полученный оттенок меня устраивает, то беру кисть и начинаю наносить его на холст рядом с горизонтом. Если полученный оттенок мне не подходит, то в эту смесь добавляю еще небольшое количество синей. Это я делаю до получения желаемого оттенка неба у горизонта. Краску наношу с помощью овальной кисти №14, 10 или 8, в зависимости от площади, занимаемой небом на холсте. Чем меньше площадь неба, тем более мелкую кисть использую. Этой голубой смесью закрашиваю участок неба определенной ширины, двигаясь от горизонта вверх. Обычно, чтобы белый холст не проступал сквозь краску, приходится накладывать два слоя краски с просушкой между слоями. После этого на палитре остается еще достаточно большое количество голубой смеси. Далее в эту смесь опять добавляю синюю краску, тем самым получая новый более темный оттенок голубого цвета. Этой новой смесью закрашиваю холст выше уже нанесенной полосы. Различие оттенков полос не должно быть существенным. Они должны различаться примерно на 2 тона. Ранее я писал о том, что акрил при высыхании темнеет. Эту особенность можно заметить как раз при рисовании неба. И так представим, что у нас на холсте уже нарисована голубая полоса возле горизонта и краска просохла. То, что она потемнела на холсте, мы не заметили. Но если сравнить цвет на холсте и на палитре, то они будут отличаться. На палитре цвет светлее. Теперь нужно сделать так, чтобы эти два цвета были идентичны. Для этого в смесь на палитре нужно добавить такое количество синей краски, чтобы смесь на палитре была такого же оттенка (или приблизительно такого же), что и просохшая полоса на холсте. Потом нужно нанести новый оттенок смеси рядом с просохшей полосой. В момент нанесения нового оттенка смеси видно, что ее цвет идентичен уже высохшему, ранее нанесенному. И буквально за считанные секунды прямо на глазах новая смесь становится темнее. Для сглаживания перехода между оттенками неба я делаю небольшие заходы кистью на первую полосу неба. Кисть при этом использую ту же самую, но почти сухую, почти без краски. Движения кистью делаю крестообразно (см. рисунок 7).
Рисунок 7. Движения кистью для сглаживания перехода между оттенками
Далее в оставшееся на палитре количество смеси вновь добавляю синюю краску, чтобы получить смесь еще более темного цвета. С этой новой смесью поступаю точно так же, как и с предыдущими. В конечном итоге получаю небо. Но работа над небом на этом не заканчивается. Можно сказать, что это такой подмалевок неба, хотя и уже достаточно прорисованный. Обычно небо не бывает таким идеальным, поэтому далее на нем прописываю различные нюансы в виде едва заметных облачных рассеяний или же более заметных облаков. Все это выполняю также голубой краской с вариациями оттенков в более белую область, или в более темно-синюю, или в более малиновую (см. рисунок 8). При этом кисти использую самые мелкие овальные №4 или №6, с очень небольшим количеством краски, чтобы не переборщить.
Рисунок 8. Небо
Особое внимание хочу уделить технике рисования шерсти животных, в частности шерсти кошек. Эти же приемы можно использовать и для рисования шерсти других подобных животных и даже для рисования оперения птиц. Шерсть должна выглядеть пушистой, объемной и легкой. Поэтому при рисовании шерсти я использую наложение нескольких слоев друг на друга. Рисование шерсти начинаю с подмалевка, используя плоскую кисть №2. При этом стараюсь получить цвет более темный, чем окончательный цвет шерсти (см. рисунок 9).
Рисунок 9. Подмалевок головы кота
Для прорисовки шерсти использую кисть №0. Первый слой поверх подмалевка делаю самым светлым цветом окраски шерсти. Этот цвет может быть белым (как в моем случае), бежевым, кремовым, светло-серым либо каким-то другим светлым оттенком. Этим цветом покрываю весь прорисовываемый участок шерсти. Движения кистью делаю в направлении роста шерсти. Один мазок кистью соответствует одному волоску шерсти. С учетом полупрозрачности акрила видно, как сквозь тонкие мазки проступает цвет подмалевка. При этом цветовые пятна подмалевка не теряют своих очертаний (см. рисунок 10).
Рисунок 10. Первый слой шерсти (самый светлый)
На этом этапе приходится очень часто мыть кисть. Делаю 3-4 мазка и промываю кисть. Если этого не делать, то подсыхающая на кисти краска приводит к ее утолщению, тонкость волосков пропадает, уходит ощущение пышности шерсти.
Второй слой шерсти делаю цветом, который служит для отображения теневой части шерсти. Это может быть какой-то средний оттенок между самым светлым окрасом шерсти и самым темным. Этот средний оттенок не должен быть слишком ярким. В моем случае это натуральная сиена, разбавленная белой краской (см. рисунок 11).
Рисунок 11. Второй слой шерсти (средний оттенок)
Третий слой шерсти — это слой, в котором делается окончательная проработка шерсти. Используемые оттенки могут быть самые разнообразные в зависимости от окраса шерсти. В моем случае это и белый, и оттенки красного, ярко-оранжевого, коричневого. Чем больше используемых оттенков, тем живее и реалистичнее смотрится шерсть (см. рисунок 12). В качестве примера приведен рисунок с небольшим проработанным участком шерсти слева.
Рисунок 12. Третий слой шерсти (окончательная проработка)
При рисовании шерсти получается так, что отдельный волос шерсти выполнен одним мазком кисти. Используемая кисть очень мелкая, №0 или №00. Работа такими кистями требует большого терпения, но получаемый результат того стоит.
Надеюсь, что данная статья поможет любителям рисования в освоении техники акриловой живописи. Более подробно некоторые моменты постараюсь показать в уроках, которые планирую подготовить в процессе создания своих последующих работ.
Автор публикации:
Алексей Вячеславов.